Сила Духа
читать дальшеАудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком.
Восприятие на слух устной речи называется аудирование, емли воспринимаемая речт понимается. Следовательно, аудирование - процесс понимания устной речи. Сущность аудирования заключается в том, чтобы во-первых. выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от других, а во-вторых, в том, чтобы узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном. Первое - различение, второе - узнавание. Закономерности впервые сформулированы Жинкиным.
Различение при слуховом восприятии начинается с того, что наши анализаторы констатируют наличие звукового комплекса, отличного от уже знакомых звуковых комплексов. Так воспринимается незнакомое слово или словосочетание. При неоднократном повторении звукогого комплекса его отличительные признаки фиксируются в памяти. Это может происходить неосознанно (когда значение комплекса неизвестно) и осознанно (если значение воспринятого известно). Потсепенно дифферециальные признаки новой единицы восприятия формируют в памяти ее образ, начинающий играть роль эталона.
Узнавание является действием, которое возможно при уже сформированном в долговременной памяти эталоне. В этом случае воспринятые дифференциальные признаки сравниваются с признаками эталона, объект восприятия узнается и, если его значение известно, осознается как значимая величина. Согласно гипотезе Жинкина, память человека хранит дифференциальные признаки букв и фонемы, морфемы, слова, словосочетания. Этот уровень называется алфавитом смыслов.
Это не позволяет утверждать,ч то словосочетание - единица восприятия. Слова также не являются ей. Это особенно справедливо для французского, где льезон и аньшенман затрудняют выделение слова. Отсюда вывод, что единица восприятия - величина непостоянная, она изменяется в зависмости от воспринятых признаков и контекста предложения. Восприятие речи - динамичный процесс, протекающий по-разному, в зависимости от контекста и воспринятых признаков речевого потока.
Во французском языке, в силу особенностей построения его звуковой речи, единицами восприятия чаще всего выступают ритмические группы.
Выделение единиц восприятие, то есть, различение, а главное - узнавание их дифференциальных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. Он - один из важнейших элементов аудирования.
Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи. Но этого недостаточно. Воспринятую и выделенную из речевого потока единицу необходимо удержать в голове, пока идет поиск эталона для сопоставления и узнавания воспринятого.
В психологии памяти выделяют 2 основных вида памяти - кратковременную и долговременную. Кратковременная удерживает воспринятое в виде ревербации (отзвук слова) примерно в течение 10 сек. За это время происходит отбор существенного. Такой отбор успешен в случае узнавания восприниманиемых объектов. Узнавание - сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Для аудирования важны оба вида памяти. Если кратковременная память включена в произвольные действия человека, она называется оперативная. Она функционирует в процессе произвольного аудирования.
Как понимать устную речь в условиях повседневных помех, недомолвок, недостатка внимания? - Механизм вероятностного прогнозирования. Это подвтерждение гипотез на основе восприятия человеком окружающей действительности и ее опережающего отражения, предупредительная (Павлов) деятельность, предвосхищающая ход событий.
В процессе слухового восприятия речи происходит выдвижени гипотез не только о смысле незавершенного высказывания, но и о его вербальном составе.
При аудировании происходит как бы проговаривание воспринимаемой речи. Трудно понимать как быструю, так и медленную речь. Но своеобразное проговаривание облегчает аудирование. ПРи этом проговариваются отдельные слова или словосочетания. Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нуждается в контроле, поэтому проговаривание происходит в более трудных случаях.
Трудности при аудировании возникают в связи с условиями, в которых осуществляется восприятие на слух, языковыми особенностями восприниамемого материала и несовершенным функционированием механизмов аудирования.
Такое функционирование естественно на начальном и среднем этапе обучения. Обучение аудированию и заключается в совершенствовании таких механизмов.
Функционированию механизмов аудирования мешают условия, в которых осуществляется восприятие на слух - внешние помехи, отсутствие визуальных опор, индивидуальные особенности источника речи, ее темп и уровень избыточности. Но нельзя тренировать слух только на образцах речи преподавателя.
К индивидуальным особенностям речи относятся произношение, дикция, тембр, выразительность, паузы нерешительности, слова-паразиты, темп речи и уровень избыточности. На начальном этапе часто встречается стремление оградить учащихся от вариативности факторов, аолностью исключая слова-паразиты, паузы и регулируя темп речи и уровень избыточности. Однако надо сохранить факторы в их многочисленных вариантах, в этом случае учащиеся зафиксируют в своем речевом слухе постоянные признаки лексичсеких единиц, устойчивых словосочетаний и типичных фраз.
С темпом речи дело обстоит несколько сложнее. Темп речи измеряют количесвтом слогов в минуту. Кол-во слов в минуту не дает точной картины о темпе речи, так как слова могут быть длинными и короткими, а средняя длина слов меняется от языка к языку.
На начальном этапе важно учитывать и уровень избыточности речи, который должен быть естесственным. Потворение информации обеспечивает надежность коммуникации и облегчает понимание речи.
Трудности аудирования связаны и с отсутствием зрительных опор. Ответы учащихся улучшались, если они имели возможность наблюдать говорящего человека. Жесты, мимика, движение губ - это помогает понять речь, является опорой.
Кроме условий восприятия на слух трудности аудирования могут вызвать и языковые особенности воспринимаемого материала.
Анализ учебника с точки зрения обучения аудированию.
Перед началом анализа работы с аудиотекстом следует вспомнить несколько понятий. Аудирование - это восприятие речи со слуха с ее пониманием. Обучение аудированию развивает следующие механизмы: речевой слух, память (оперативная), вероятное прогнозирование, артикулирование.
За основу был взят учебник Э. М. Береговской «Синяя птица» для 5 класса I года обучения, Unite 8, тема «Les vacances, c'est super!». Так как работа с аудиотекстом предполагает дотекстовый этап, то учитель обязан сообщить ученикам, что они будут слушать текст, выписать на доску незнакомые слова и выражения, которые семантизируются на основе контекста и затем проговариваются хором. В данном учебнике автор предусмотрел этот этап и предоставляет табличку со словами, которые могут вызвать сложность у учащихся. Учитель дает установку: «Ecoutez et tachez de comprendre les textes en general». При повторном прослушивании меняется установка: «Ecoutez et comprenez les textes en details». Текст предлагается к прослушиванию не более 2 раз. После прослушивания следует контроль понимания прослушанного, который предсуматривает 3 типа заданий. 1 тип - стр. 204 (упр. 19) Выполняя задание этого типа, ученик выделяет основные утверждения, как они обосновываются автором. 2 тип коммуникативного задания представлен на той же странице упр. 20, где проявляется активная мыслительная деятельность учеников. К коммуникативному заданию 3 типа можно отнести упр. 22. В этом случае используются такие виды деятельности, как беседа и опрос учащихся на понимание лексики и содержания текстов. В ходе беседы выявляются все затруднения и пробелы в понимании текста.
Помимо этого в целях письменной проверки знаний в конце урока можно дать небольшую самостоятельную работу в виде перевода с русского языка на французский с использованием лексики из прослушанных текстов (стр. 205, упр. 26)
Восприятие на слух устной речи называется аудирование, емли воспринимаемая речт понимается. Следовательно, аудирование - процесс понимания устной речи. Сущность аудирования заключается в том, чтобы во-первых. выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от других, а во-вторых, в том, чтобы узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном. Первое - различение, второе - узнавание. Закономерности впервые сформулированы Жинкиным.
Различение при слуховом восприятии начинается с того, что наши анализаторы констатируют наличие звукового комплекса, отличного от уже знакомых звуковых комплексов. Так воспринимается незнакомое слово или словосочетание. При неоднократном повторении звукогого комплекса его отличительные признаки фиксируются в памяти. Это может происходить неосознанно (когда значение комплекса неизвестно) и осознанно (если значение воспринятого известно). Потсепенно дифферециальные признаки новой единицы восприятия формируют в памяти ее образ, начинающий играть роль эталона.
Узнавание является действием, которое возможно при уже сформированном в долговременной памяти эталоне. В этом случае воспринятые дифференциальные признаки сравниваются с признаками эталона, объект восприятия узнается и, если его значение известно, осознается как значимая величина. Согласно гипотезе Жинкина, память человека хранит дифференциальные признаки букв и фонемы, морфемы, слова, словосочетания. Этот уровень называется алфавитом смыслов.
Это не позволяет утверждать,ч то словосочетание - единица восприятия. Слова также не являются ей. Это особенно справедливо для французского, где льезон и аньшенман затрудняют выделение слова. Отсюда вывод, что единица восприятия - величина непостоянная, она изменяется в зависмости от воспринятых признаков и контекста предложения. Восприятие речи - динамичный процесс, протекающий по-разному, в зависимости от контекста и воспринятых признаков речевого потока.
Во французском языке, в силу особенностей построения его звуковой речи, единицами восприятия чаще всего выступают ритмические группы.
Выделение единиц восприятие, то есть, различение, а главное - узнавание их дифференциальных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. Он - один из важнейших элементов аудирования.
Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи. Но этого недостаточно. Воспринятую и выделенную из речевого потока единицу необходимо удержать в голове, пока идет поиск эталона для сопоставления и узнавания воспринятого.
В психологии памяти выделяют 2 основных вида памяти - кратковременную и долговременную. Кратковременная удерживает воспринятое в виде ревербации (отзвук слова) примерно в течение 10 сек. За это время происходит отбор существенного. Такой отбор успешен в случае узнавания восприниманиемых объектов. Узнавание - сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Для аудирования важны оба вида памяти. Если кратковременная память включена в произвольные действия человека, она называется оперативная. Она функционирует в процессе произвольного аудирования.
Как понимать устную речь в условиях повседневных помех, недомолвок, недостатка внимания? - Механизм вероятностного прогнозирования. Это подвтерждение гипотез на основе восприятия человеком окружающей действительности и ее опережающего отражения, предупредительная (Павлов) деятельность, предвосхищающая ход событий.
В процессе слухового восприятия речи происходит выдвижени гипотез не только о смысле незавершенного высказывания, но и о его вербальном составе.
При аудировании происходит как бы проговаривание воспринимаемой речи. Трудно понимать как быструю, так и медленную речь. Но своеобразное проговаривание облегчает аудирование. ПРи этом проговариваются отдельные слова или словосочетания. Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нуждается в контроле, поэтому проговаривание происходит в более трудных случаях.
Трудности при аудировании возникают в связи с условиями, в которых осуществляется восприятие на слух, языковыми особенностями восприниамемого материала и несовершенным функционированием механизмов аудирования.
Такое функционирование естественно на начальном и среднем этапе обучения. Обучение аудированию и заключается в совершенствовании таких механизмов.
Функционированию механизмов аудирования мешают условия, в которых осуществляется восприятие на слух - внешние помехи, отсутствие визуальных опор, индивидуальные особенности источника речи, ее темп и уровень избыточности. Но нельзя тренировать слух только на образцах речи преподавателя.
К индивидуальным особенностям речи относятся произношение, дикция, тембр, выразительность, паузы нерешительности, слова-паразиты, темп речи и уровень избыточности. На начальном этапе часто встречается стремление оградить учащихся от вариативности факторов, аолностью исключая слова-паразиты, паузы и регулируя темп речи и уровень избыточности. Однако надо сохранить факторы в их многочисленных вариантах, в этом случае учащиеся зафиксируют в своем речевом слухе постоянные признаки лексичсеких единиц, устойчивых словосочетаний и типичных фраз.
С темпом речи дело обстоит несколько сложнее. Темп речи измеряют количесвтом слогов в минуту. Кол-во слов в минуту не дает точной картины о темпе речи, так как слова могут быть длинными и короткими, а средняя длина слов меняется от языка к языку.
На начальном этапе важно учитывать и уровень избыточности речи, который должен быть естесственным. Потворение информации обеспечивает надежность коммуникации и облегчает понимание речи.
Трудности аудирования связаны и с отсутствием зрительных опор. Ответы учащихся улучшались, если они имели возможность наблюдать говорящего человека. Жесты, мимика, движение губ - это помогает понять речь, является опорой.
Кроме условий восприятия на слух трудности аудирования могут вызвать и языковые особенности воспринимаемого материала.
Анализ учебника с точки зрения обучения аудированию.
Перед началом анализа работы с аудиотекстом следует вспомнить несколько понятий. Аудирование - это восприятие речи со слуха с ее пониманием. Обучение аудированию развивает следующие механизмы: речевой слух, память (оперативная), вероятное прогнозирование, артикулирование.
За основу был взят учебник Э. М. Береговской «Синяя птица» для 5 класса I года обучения, Unite 8, тема «Les vacances, c'est super!». Так как работа с аудиотекстом предполагает дотекстовый этап, то учитель обязан сообщить ученикам, что они будут слушать текст, выписать на доску незнакомые слова и выражения, которые семантизируются на основе контекста и затем проговариваются хором. В данном учебнике автор предусмотрел этот этап и предоставляет табличку со словами, которые могут вызвать сложность у учащихся. Учитель дает установку: «Ecoutez et tachez de comprendre les textes en general». При повторном прослушивании меняется установка: «Ecoutez et comprenez les textes en details». Текст предлагается к прослушиванию не более 2 раз. После прослушивания следует контроль понимания прослушанного, который предсуматривает 3 типа заданий. 1 тип - стр. 204 (упр. 19) Выполняя задание этого типа, ученик выделяет основные утверждения, как они обосновываются автором. 2 тип коммуникативного задания представлен на той же странице упр. 20, где проявляется активная мыслительная деятельность учеников. К коммуникативному заданию 3 типа можно отнести упр. 22. В этом случае используются такие виды деятельности, как беседа и опрос учащихся на понимание лексики и содержания текстов. В ходе беседы выявляются все затруднения и пробелы в понимании текста.
Помимо этого в целях письменной проверки знаний в конце урока можно дать небольшую самостоятельную работу в виде перевода с русского языка на французский с использованием лексики из прослушанных текстов (стр. 205, упр. 26)