читать дальше
Деятельность человека – вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Структура деятельности
1. субъектами деятельности могут выступать:
человек
группа людей
организации
государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
природа и природные материалы
предметы (вещи)
явления, процессы
люди, группы людей и т.д.
сферы или области жизни людей
внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
потребности
социальные установки
убеждения
интересы
влечения и эмоции
идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.
Рассмотрим примеры субъектов и объектов деятельности.
Субъект
Объект
УЧЕНЫЕ ВЕДУТ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗЕМЛЕЙ.
Ученые
Земля
ЧЕЛОВЕК СОЗНАТЕЛЬНО ТРЕНИРУЕТ СВОЕ ТЕЛО, ЗАКАЛЯЕТ ЕГО.
Человек
Тело
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ КОНТРОЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТРАНЫ.
Министерство образования
Учебные учреждения
ТРЕНЕР УЧИТ СПОРТСМЕНА КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ.
Тренер
Спортсмен
Виды действий (классификация по М.Веберу в зависимости от мотивов действий)
Вид действия
Характеристика
Поведение индивида
Целенаправленное
Рационально поставленная и продуманная цель
Действие направлено на цель, средства и побочные результаты его действий.
Ценностно-рациональное
Основано на осознанной вере в ценность определенного действия, независимо от его успеха
Следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (например, капитан последним покидает тонущий корабль).
Аффективное
Обусловлено эмоциональным состоянием
Действие под влиянием аффекта, стремление немедленно удовлетворить потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. (например, человек в порыве страсти, ненависти, гнева или воодушевления, ужаса или прилива отваги).
Традиционное
Основано на длительной привычке
Автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.
У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.
Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.
Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.
Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.
Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.
Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.
С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.
Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.
С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:
– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;
– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.
Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):
– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;
– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;
– подведение итогов деятельности и ее оценка.