Saranzia
Сила Духа
20.Основные понятия теории текста. Дефиниции текста.
21.Грамматические категории текста.
22.Типы информации в тексте.
23.Структура текста, единицы текста.



Текст как объект лингвистических исследований
1) Множество дефиниций текста: психолингвистическое, коммуникативное, лингвистическое определения текста
2) Грамматические категории текста
3) Единицы текста


1.Исследования Т в качестве самостоятельного языковедческого объекта, установление его закономерностей, функциональных характеристик занимается направление лингвистика текста.
Как всякий новый объект исследования, Т по-разному понимается и определяется.
Психолингвистическое определение текста - Т – это продукт говорения и письма. Это продукт речевой деятельности, в которой объективируется все ее психологическое содержание, условия протекания говорения и личность говорящего.
Т представляет собой сложное, неоднородное, многоплановое явление. Текстом или высказыванием называется и практический ответ на вопрос и полный монолог.
Т – опосредованный языком процесс отражения действительности. При этом в нем, как и в продукте говорения объективируются средства ( язык) ,способ (речь) формирования мысли , т.е. план вербального оформления высказывания. При этом языковые характеристики говорения являются относительно постоянными в разных условиях деятельности говорения, обусловленные только лингвистическим опытом и культурным уровнем говорящего.
Способ формирования мысли ( речь) динамичен и изменчив, определяется не только индивидуальными психическими и личностными свойствами говорящего, но и ситуацией общения и пр.
Текст – это единственное, в чем объективируется речевая деятельность, это не сводимое ник языку, ни к речи явление. Это то, в чем воплощаются все объекты языка и все характеристики личности и ситуации общения.
Коммуникативное определение текста. – это средство взаимной координации. Т – это сопряженная модель первичной и вторичной коммуникативной деятельности.
Лингвистическое определение текста. Т – это произведение речетворческого процесса, обладающий завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда особых единиц, сверхфразовых единств, имеющего определенную целенаправленность. Т строится по законам и правилам литературной нормы, имеющей свои, лишь ей присущие лингвистические построения, отличающие ее от речи в широком смысле этого слова.

2.Такой письменный Т обладает определенными отличительными признаками, которые возводят в ранг грамматический категорий текста. К ним относят : информативность, кагезию ( внутри текстовые связи), континуум , ретроспекцию или проспекцию, модальность ,интеграцию и завершенность текста.
Информативность . термин употребляется в 2х значениях :
1. В общепринятом, когда И – это любое сообщение
2. Терминологическое значение, которое используется в работах по теории коммуникации.

Этот термин используется лишь при получении новых сведений. Свойством многих явлений и фактов является неопределенность, ее мера обозначается термином энтропия. И информативность рассматривается как нечто ей противоположное, т.е. в научно-теоритическом плане не каждое сообщение несет в себе информацию,термины, коммуник и инф не совпадают. Это термины различных уровней, не исключающие друг друга. Получение рассматривается с учетом соц.культурного возр аспектах, временных и других факторов.
Для одного получателя сообщение будет новым и информативным, а для другого то же сообщение лишено ин-фы, т.к. его одержание либо уже известно, либо непонятно.
Информативность как категория текста различна по своему прагматическому назначению. Различают : содержательно-фактуальную ( СФИ), содержательно-концептуальную(СКИ) и содержательно – подтекстовую (СПИ).
1. СФИ – содержит сообщения о фактах, событиях , процессах, которые происходят или будут происходить в окружающей действительности или в воображаемом мире. Она содержит сведения о гипотезах, теориях, научных взглядах и др. СФИ всегда выражается вербально, т.е. является эксплицитной.
2. СКИ – сообщает адресату индивидуально – авторское отношение к явлениям, событиям, описанных средством фуктуальной информации.
СКИ - это творческое переосмысление фактов, событий, отношений . не всегда выражена с достаточной ястностью, дает возможность и требует различных толкований.
3.СПИ – это скрытая ин-фа.благодаря способности единиц языка порождать коннотативные и ассоциативные значения, и способности предложений----- дополнительный смысл внутри сверхфразового единства, СПИ –это факультативная инфа, в основе которой –способность человека к восприятию действительности сразу в нескольких планах к одновременному восприятию двух разных,но связных между собой сообщений.
Кагезия – внутритекстовые связи. Это особые виды связей, обеспечивающие логическую последовательность, взаимосвязанность различных частей текста. Формы К различны в разных стиляхрадиц.грамматические средстка К, диектические ср-ва, причастные обороты. Они тр.гр. т.к. они осуществляют связи между изолированными предложениями.
Логические средства К обозначают временные параметры (когда, как вскоре. Спустя), пространственные параметры ( рядом, напротив), формы перечисления( во1х,2х,3х). логическими они называются потому, что легко декодируются и не задерживают внимания читателя.
Ассоциативная когезия – поэтическое творчество (ех ему вспомнилось..). ассоциативные формы когезии не встречаются в текстах научного, делового, публицистического характера, т.к. в них главенствуют формы связи, апеллирующие к интеллекту, а не к чувствам.
Синтаксико-лингвистические средства когезии- прием параллелизма, повтор текста или стилистического приема.
Ритмико-образующая форма когезии- труднее всего поддается восприятию,проявляются в поэзии,в прозе неуловимы, но тем не менее, такие ритм-образующ элементысинтаксиса в прозе анализируются.
В целом средства когезии – это средства объединения разрозненных частей,которые создают текст, в отличие от не текста.
Континуум – тесно связан с когезией. Конт – последовательность фактов, событий,явлений, развертывающихся во времени и пространстве . конт не может быть показан в тексте во всех его формированиях, но временных параметрах конт разбивается на отдельные эпизоды,кадры, при этом важна грамматическая категория псих. обоснованием которой является легкость восприятия текста при его детализации.
Пространственный континуум – в художественных текстах всегда более точен, чем временной( географич.названия, описание места действия).
Конт не обязательно обеспечивается линейностью изложения,это катерогия именно текста. Не предложения. Не может быть реализован в предложении, т.к. нет развертывания мысли.
Грамматическая категория для своей реализации требует более крупного отрезка, чем предложения.
Ретроспекция, проспекция- это формы дисконтинуума,т.к. это перерыв в линейном развертывании текста. Ретроспенция – это обращение к прошлому. Отсылка адресата к предшествующей информации. Ех – ему вспомнилось..перед его глазами проносится картина прошлого
Объективно-авторские ретроспекции – одни из наиболее распространенных способов повтора мысли.
Ретроспекция-это пауза, перерыв континуума для антуализации и для того, чтобы придержать часть концептуальной информации.
Проспекция-обращение к будущему, к тому, о чем будет идти речь в следующих частях текста. Сигналы проспекции : забегая вперед, как остается в последствии. Дальнейшее изложение покажет, что он и не подозревал, как будет разочарован, когда узнает.
Часто наблюдается и в научных текстах – в этой главе мы рассмотрим..
Особую форму проспекции представляет введение категорий ретроспекции, она представлена в текстах чаще, т.к. универсальной----------- является тот факт, что по отношению к прошлому

Модальность текста
Существует два вида – объективно-модальное значение и субъективно-модальное.
Объект-мод выражает характер отношения сообщаемого к действительности, а субъект-мод выражает отношение говорящего к сообщаемому. Объект-мод выражается собственной структурной схемой------, употребление грамматических наклонений, времени, а субъективн-мод значение выражается дополнительными лексико-грамматическими средствами, интонацией , которые накладываются на ту или иную структурную схему предложения.
Субъективно – оценочные отношения выступают отчетливо в художественных и публицистических текстах.


Эпитет. Междометье. Сентенции .
Объективно-мод значение художественному тексту не свойственно, но в некоторых из них она подменяет собой суб-оценочное значение и точку зрения автора можно обнаружить только с помощью спец.анализа текста.
?? Интеграция завершающего текста
Интергация- связность отдельных – частей текста в единое целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию.
Необходимо провести различие между интеграцией и когезией, т.к. когезия – это тоже форма связи между отдельными частями текста, обуславливает переход от 1 части текста к другой . интеграция – объединение всех частей текста в единое целое. Если когезия различается в синтагматическом разрезе, то интеграцию можно представить как парадигматический процесс, когезия линейна , интеграция вертикальна. Интеграция – это одна из форм упорядоченности текста. Наиболее полно всесторонне реализуется в научных текстах, в выводах, в заключениях к научным исследованиям. Когда появляются обороты : 1-е положение, 2-ое положение.
Интеграция в художественных текстах не столь очевидна. В научно-деловых текстах , интеграция может быть непредсказуема для самого автора и рассматривается как проявление бессознательного, которое , как считают психологи, активно участвует в худ.творчестве. рассматривая категории текста стоит признать, что не все они присущи любому тексту и не всегда осознаются как наличествующие даже там, где имеются : категория подтекста, модальность (Эрнест Хеменгуэй).
Распознание той или иной категории с психолингвистической проблемой восприятия, которая тесно переплетается с общей теорией коммуникации.
Единица текста. Структура текста.
ЕТ - сверхфразовое единство ( СФЕ). Термин имеет ряд синонимов : высказывание, сложное синтаксическое целое (ССЦ), компонент текста, дискурс , синтаксический комплекс, коммуникативный блок. Все эти термины имеют одно назначение – определить более крупное, чем предложение, единицу , в которой само предложение выступает в качестве конституанта . в отрезках больших, чем предложение, обнаруживаются свои типологические закономерности, возводящие их в ранг единиц речи. Размер части текста обычно рассчитан на возможность читателя воспринимать объем информации без потерь СФЕ и более крупные отрезки текста имеют свою глубину, т.е. развертывание мысли в пределах СФЕ ограничено, что , очевидно . связано с способностью концентрировать внимание на одном объекте лишь в течение определенного , ограниченного отрезка времени, переключение внимания необходимо.
СФЕ необходимо рассматривать на иерархическом и более высоком уровне, чем предложение и по-видимому следует принять, что предложение – максимальная единица языка, по минимальным единицам речи, заключенном в тексте между точками оно необязательно соответствует полному, законченному в смысловом отношении высказыванию.
« речь пользуется языковой моделью предложения, но как правило не ограничивается рамками высказывания. Высказывание , состоящее из серии связанных между собой, можно рассматривать как некий структурированный комплекс. Число компонентов, образующих СФЕ, заранее не предопределено и зависит от смыслового высказывания и количества включенных деталей, ассоциативных связей и пр.
Речевые единицы противопоставляются языковым единицам предложения. Следует считать исходной величиной при изучении синтаксического строя речи, т.к. в тексте относительной независимостью обладает лишь серия связанных между собой предложений, служащих для выражения законченной мысли.
В работах по речевому синтезу не затронуты вопросы о возможности выделения таки синтаксических единиц, противопоставление о возможности определения свойств им структурного механизма построения, положении в потоке речи, взаимоотношениях. Единой из форм является присоединительная конструкция. В основной части в форме полного формально законченного предложения, перемещается основное предложение, когда оно уже оформлено в сознании говорящего могут возникнуть добавления в виде пояснения, уточнения, обобщения и тд. Присоединительная конструкция и в начале появились во фр художественной лит-ре , в произведениях эпохи Entre deux guerres , которые провозгласили принцип письма под диктовку мысли с целью передачи ее постепенного формирования, и ввели присоединительные конструкции в качестве особого стилистического приема.( Экзюпери)
В наше время ПК не специальный стилистический прием, а особенность синтексиса языка художественной культуры.
Различают конструкции – параллельно (цепная) повторяющейся лексикой, и последовательно , не включающих лексических повторов.
Соположенный комплекс оказывается в тех случаях, когда образуя одно смысловое целое, рисуя одну картину, передавал единый образ, одно событие, серия предложений при аналогичной синтаксической структуре, имеет разные подлежащие ( в долине лаяла собака. Ветер теперь дул в лицо. Ночная дорога слегка блестела Холодный и сильный.)
Компоненты комплекса
Они находятся на одном логическом уровне, т.е. между ними есть отношения следования, одновременности, сравнения аналогии. Соположный комплекс можно охарактеризовать как сосуществование более или менее независимых друг от друга деталей одной картины, отдельные детали предложения могли бы быть и опущены. Это бы обеднило картину, но не разрушило бы формальной структуры.
Цепная или телескопическая конструкция
Она является лексико-синтаксической вершиной, наиболее изысканной и выразительной структурой СФЕ , она осуществляется сочетанием различных повторов : лексических, морфологических ,синтаксических, повторяются артикли, анафорическое употребление местоимения.
Повторения в виде однокоренных слов, словосочетаний . выделяют в тексте объемно-прагматическое членение, которое связано с рассмотрением единиц текста и контекстно - вариативное. При прогматичным членением текста идет по нисходящей линии: том, часть ,глава, отбивка, абзац, СФЕ .
В нем учитывается размер части и делается установка на внимание читателя.это членение перекрещивается с контекстно- вариативным членением текста и здесь выделяются следующие формы рече творческих актов : 1. Речь автора ( повествование, описание, рассуждение) 2. Чужая речь (диалог, цитация, прямая речь). Оба вида взаимообусловлены ,что наиболее четко представлено в научной литературе, отдельно даже выделяется цифрами. Оба вида в основном запрограмированы, т.е. обусловлены намерениями автора. Оба этих типа преследуют одну и ту же цель , но разными средствами. В их основе лежит сегментация объективной действительности на восприятие нашим сознанием и каким-то образом упорядоченные, организованные отрезки
Язык – управление координац.деятельностью.
Человек может концентрировать внимание в течении лимитированного отрезка времени
Параллельная конструкция ( с повтором лексики) : 1) у обоих было любимое место в саду – скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.