Тристан,похотливый и с Изольдой


Процесс производства речи практически ненаблюдаем — и поэтому достаточно сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определёнными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную. С психологической точки зрения процесс порождения речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове (Л. С. Выготский). Речь тем самым представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.
Восприятие речи [править]

Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей её построения. Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными (саккадическими) движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход сразу к семантике. Однако, в том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении.
Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля. При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании (см. также Эффект Струпа). Для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза.Кроме того, важным для восприятия является знание реципиентом языка, на котором создано сообщение.
Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены. Психолингвистика восприятия текста близка библиопсихологии, которую разрабатывал Н. А. Рубакин.




Тема: Психолингвистические модели процесса порождения и восприятия речи
ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Психолингвистические теории и модели процесса порождения речи.
2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции Московской психолингвистической школы.
3. Модель механизма порождения речевого высказывания А.А.Леонтьева.
4. Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи.
5. Психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания.

Процессы порождения и восприятия речевого высказывания рассматриваются в психолингвистике как основной предмет исследования. Отечественными и зарубежными учеными предложены различные варианты научной интерпретации процессов речепорождения.
Американскими учеными Дж.Миллером и Н.Хомским была предложена стохастическая модель порождения речевого высказывания. Ученые исходили из положения о том, что язык может быть описан как «конечное число состояний» его элементов. Они считали, что речевые процессы можно интерпретировать как такую последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов.
Другая модель речепорождения – модель непосредственно составляющих, также связана с именами названных американских ученых. Она основана на предположении о том, что речь человека строится на основе так называемых «ядерных предложений», которые, в свою очередь состоят из непосредственно составляющих их «базовых» элементов.
Еще одна модель речепорождения, разработанная Ч.Осгудом – модель абстрактной грамматики языковой активности. Основное положение данной модели состоит в том, что процесс речепорождения в ней напрямую связан с когнитивными факторами, в том числе с факторами, непосредственно воспринимаемыми участниками отображаемой в речи ситуации. Первичной последовательностью компонентов высказывания является последовательность: «субъект – объект – предикат». Ч.Осгуд ввел в свою модель концептуальное понятие «натуральности», своего рода соответствии психолингвистических грамматических структур когнитивным схемам.
Модель порождения речи на основе трансформационной грамматики была разработана Н.Хомским на основании предложенного им постулата о том, что язык – это своеобразный механизм, создающий правильные фразы, а система грамматических правил, по мнению Н.Хомского, существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений.
В рамках трансформационной модели используется концептуальное положение о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура – это та, которую мы непосредственно слышим или воспринимаем при чтении. Глубинная структура связана со смыслом высказывания.
Впервые научно – обоснованную теорию порождения речи выдвинул отечественный психолог Л.С.Выготский. Концептуальную основу этой теории составили положения о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л.С.Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется от «мотива, порождающего какую либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Процесс порождения речевого высказывания по определению А.Р.Лурии включает следующие этапы: в начале процесса находится мотив, затем возникновение общей схемы содержания высказывания. Далее в действие вступает «внутренняя речь», имеющая решающее значение для перекодирования замысла в развернутую речь и для создания генеративной схемы развернутого речевого высказывания.
Проблема порождения речи рассматривается и в трудах известного ученого Н.И.Жинкина. Основные положения его концепции заключаются в том, что внутренняя речь использует особую кодовую систему, которую ученый назвал «предметно – схемным» кодом.
А.А.Леонтьев разработал целостную концепцию о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания. Согласно модели ученого процесс порождения речевого высказывания включает пять этапов.
- Исходным моментом является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет.
- Вторым этапом порождения речевого высказывания является замысел, который «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. На этапе замысла происходит выделение темы и ремы высказывания и их дифференциация.
- Следующий ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования, который рассматривается как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Основными операциями, на основе которых реализуется данный этап являются: операции определения основных смысловых элементов; операция определения «иерархии» смысловых единиц в контексте будущего речевого высказывания; операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
- Одним из основных этапов речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап соотносится с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану. В результате его реализации создается набор языковых единиц объективного кода.
- Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешней речи».Этот этап осуществляется в процессе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
В предложенной А.А.Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».
Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс. В деятельности восприятия речи можно выделить две различных составляющих: первичное формирование образа восприятия и опознание уже сложившегося образа.
Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Таким образом восприятие речи осуществляется на двух ступенях – собственно восприятия и понимания речевого высказывания.
Процесс понимания речи не является зеркальным отражением процесса составления отдельного высказывания или целого текста, а всегда есть превращение данного высказывания в сокращенные схемы на уровне внутренней речи, которые затем снова могут быть развернуты в высказывания.
Согласно концепции отечественных ученых (А.А.Брудный, Л.С.Цветкова) начальный, самый общий уровень понимания состоит в понимании только основного предмета высказывания.
Второй уровень – уровень понимания смыслового содержания – определяется пониманием всего хода изложения мысли говорящего или пишущего.
Высший уровень определяется пониманием всего хода изложения мысли говорящего или пишущего, хода ее развития и аргументации.
Все существующие теории и модели восприятия речи могут быть классифицированы по двум важнейшим параметрам в зависимости от характера процесса восприятия - моторный или сенсорный и активный или пассивный. Единицей процесса восприятия является слово.
В отечественной и зарубежной психолингвистике создано несколько моделей восприятия речи. Достаточно простая и компактная модель разработана Л.С.Цветковой. Автор полагает, что процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации:
- сенсо-моторный, обеспечивающий собственно восприятие речи;
- лингвистический, на котором осуществляется всесторонний языковой анализ речевого высказывания и «семантический» анализ составляющих его компонентов;
- психологический, определяющий собственно понимание воспринятого речевого сообщения, на основе более глубокого анализа его содержания.