Saranzia
Сила Духа


Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

То же самое, но более простым языком:
Государственные федеральные внебюджетные фонды имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

К экономическим относятся:
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
финансовые фонды поддержки отраслей;
инвестиционные фонды и др.

Государственные внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе РФ, поэтому их проекты представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1)обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы. Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона. В аналогичном порядке осуществляется представление отчета. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам.

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:
- назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
- выдача сертификатов на получение материнского капитала;
- выплата средств материнского капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (программа «тысяча на тысячу»);
- с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
- с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Взносы — доходы Пенсионного фонда

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).




Политика дешевых и дорогих денег предлагается кейнсианцами и состоит в гибком маневрировании кредитно-денежными ресурсами.

Существует 3 основных средства кредитно-денежной политики центрального банка:

1) операции на открытом рынке – это купля-продажа государственных ценных бумаг центральным банком. При покупке государственных ценных бумаг центральным банком у коммерческих банков их резервы растут, при продаже – уменьшаются;

2) изменение резервной нормы. При увеличении резервной нормы способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается, при снижении резервной нормы – растет. Но к этому приему прибегают довольно редко;

3) изменение учетной ставки – то есть ставки, взимаемой центральным банком за ссуды, предоставляемые им коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то и кредитная ставка растет, и наоборот: при уменьшении учетной ставки уменьшается и кредитная ставка. В апреле 2000 года учетная ставка Национального банка Украины составляла 29%.

Политика дешевых денег направлена на увеличение предложения кредитно-денежных ресурсов.

Цель – обеспечить рост производства и занятости; прекратить спад в экономике.

Средства:

1) покупка государством у банков и населения государственных облигаций;

2) уменьшение установленной нормы обязательных резервов;

3) уменьшение учетной ставки.

Результаты политики:

1) предложение кредитов растет, они становятся более доступными и дешевыми;

2) стимулируется увеличение совокупных расходов и инвестиций;

3) растут объемы производства и занятости.

Цель политики дорогих денег – борьба с растущей инфляцией.

Средства:

1) продажа государственных ценных бумаг населению и банкам и «связывание» свободных денег;

2) увеличение резервной нормы;

3) повышение учетной ставки.

Результаты:

1) ссудный процент растет, доступность кредита снижается;

2) инвестиции и совокупные расходы сокращаются;

3) спрос на товары и услуги снижается, цены и инфляция уменьшаются.

Монетаристы считают активное вмешательство в экономику неэффективным, так как:

1. В экономике имеют место так называемые временные лаги, которые разрывают во времени момент принятия государством регулирующих мер и момент начала их реального действия.

В результате эти меры могут оказаться запоздалыми и могут сработать уже в новой хозяйственной ситуации, когда они не нужны или даже вредны.

1. Рациональные ожидания участников рынка дезорганизуют мероприятия государства.

К примеру, потребители, «просчитывая» ход развития рыночной конъюнктуры и правительственную политику, могут изменить свое экономическое поведение и дезорганизовать мероприятия государства. Например, инфляционные ожидания нагнетают текущий спрос и усиливают инфляцию.

2. Двигателем экономики является предложение товаров и услуг, а налоги и государственные пособия его дестимулируют. Государство не должно мешать рынку, а только стимулировать хозяйственную активность его участников:

- снижать налоги;

- сокращать социальные выплаты.

3. В условиях стагфляции политика дешевых и дорогих денег неприемлема, так как она может еще сильнее дестабилизировать экономику.

Поэтому макроэкономическое регулирование надо ограничить соблюдением «монетарного правила», согласно которому масса денег в обращении должна систематически и независимо от состояния экономики увеличиваться годовым темпом, соответствующим среднегодовому (за длительный период) темпу прироста ВНП (3…5 % в год).